Система мотивации персонала — комплекс мер, призванный стимулировать сотрудников компании на повышение эффективности своей работы. Вероятно, сочетание «система стимулирования» будет более точным, поскольку речь идет о внешних стимулах, однако в большинстве российских компаний принято использовать устоявшийся термин Система мотивации.

В практике различают материальные и нематериальные способы мотивации. К материальным инструментам стимулирования персонала традиционно относятся постоянная (оклад) и переменная (премия, бонус) части дохода. Если с определением постоянной части дохода сложностей не возникает, то при обсуждении схемы начисления переменной части появляются вопросы. Справедливости ради стоит отметить , что под словами «Система мотивации» большинство российских руководителей понимают именно схему начисления переменной части заработной платы, чаще всего исчисляемую банальными процентами с продаж.

При проектировании системы материального стимулирования следует придерживаться как минимум следующих принципов:

  • система мотивации должна быть понятной и прозрачной для всех сотрудников;
  • сотрудники должны иметь возможность непосредственно влиять на показатели, на основании которых начисляется переменная часть дохода;
  • система мотивации должна соответствовать целям компании на всех уровнях ее иерархии.

При кажущейся простоте и очевидности описанных принципов, системы мотивации многих организаций обнаруживают несовершенства. Например, во многих компаниях менеджерам по продажам принято платить процент с продаж. У такой популярной схемы обнаруживается слишком много минусов:

  • если процент начисляется с выручки от постоянных клиентов, то через некоторое время менеджеры просто перестанут привлекать новых клиентов;
  • новым менеджерам будет крайне сложно адаптироваться в коллективе, поскольку через некоторое время они начнут замечать, что их рвение не приносит желаемых результатов, в то время как опытные, «сидящие» на своей базе, менеджеры получают бонус без особых усилий;
  • работодатель вынужден оплачивать даже случайные, не являющиеся заслугой менеджера успехи, в частности увеличение объема продаж связанное с естественным ростом спроса на продукт компании.

Наиболее эффективной системой стимулирования персонала на сегодняшний день является модель на базе ключевых показателей эффективности или так называемых KPI (англ. — Key Performance Indicators, в русской транскрипции часто звучит как КиПиАй, что многих сбивает с толку), которые позволяют количественно определить продвижение организации к поставленным целям.

Не стоит забывать, что сами по себе деньги не являются единственной причиной, по которой сотрудники ходят на работу. Возможность карьерного и личностного роста, получение опыта работы в компании с сильным брендом, да и просто хорошие отношения с коллегами не менее, а иногда и более значимы.

Обсуждение закрыто.