Как предугадать, справится ли специалист именно с тем типом задач, которые ему предстоит решать в вашей компании? Чем ответственнее должность, тем сложнее это определить заранее. Ведь даже опытный профессионал может оказаться неспособным эффективно работать в новых для него условиях или с определенным типом клиентов.
Умение работать в команде
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Вопрос: Когда, на Ваш взгляд, Вам доводилось оказываться в самом интересном для Вас коллективе и когда в самом трудном? | Легко приводит примеры ситуаций, при описании трудного коллектива описывает свои действия по разрешении напряженности | Затрудняется с ответом и/или только называет места и события, никак не конкретизирует особенности коллектива |
Вопрос (можно задать по одному из приведенных кандидатом примеров): Как Вы считатете, какую роль Вы играли в этом коллективе? | Обозначает свою роль, описывает примеры конструктивного взаимодействия с другими членами команды | Демонстрирует непонимание вопроса и/или никак не описывает свои взаимоотношения с другими членами команды |
Стабильность и эмоциональный настрой
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Анализ поведения кандидата в процессе интервью | На протяжении всей беседы сохраняет умеренно положительный эмоциональный настрой, иногда улыбается. Производит впечатление заинтересованного в работе и компании сотрудника | В ходе беседы демонстрирует негативные реакции - раздражение, усталось и другие. Производит впечатление человека неактивного и оказавшегося на собеседовании скорее по стечению обстоятельств, нежели делающего осознанный шаг в своей карьере и жизни |
Вопрос: Как Вы можете описать свой характер? В чем он проявляется? | Описывает себя как человека позитивного и активного, стремящегося поддерживать и развивать взаимоотношения с окружающими, уверенно чувствующего в общении с другими людьми | Затрудняется с ответом, говорит, что об этом могут судить другие, а не он сам. Важные по мнению кандидата качества характера проявляются скорее не во взаимоотношениях с окружающими, а в самостоятельной деятельности |
Опыт работы по специальности
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Анализ резюме на предмет предшествующего опыта работы | Работал на аналогичных должностях на протяжении длительного периода времени (от года) | Не работал на аналогичных должностях или часто менял места работы |
Вопрос: В чем заключались Ваши должностные обязанности? | В ответе описывает схожий с предполагаемой должностью функционал | Описываемые обязанности оказываются далеки от функционала предполагаемой должности |
Вопрос (при отрицательном результате в предыдущем вопросе): Можно сказать, что фактически Вы выполняли не те обязанности, которые обычно предполагает это должность. С чем, на Ваш взгляд, это связано? | Из ответа становится очевидно, что ограниченность функционала была связана только с фактическим отсутствием более значимых задач, а не отсутствием у кандидата необходимых компетенций | В ответе кандидат демонстрирует непонимание причин сложившейся ситуации и/или говорит о том, что его не ценили |
Опыт переговоров по телефону
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Анализ поведения в телефонном интервью | Демонстрирует доброжелательный, энергичный тон разговора и готовность к общению с работодателями. В завершение разговора фиксирует информацию и стремиться к четким договоренностям | Демонстрирует неготовность к общению с работодателями, грубый тон, незаинтересованность. В процессе разговора занимает пассивную позицию, дает односложные ответы, заставляя "вытягивать" информацию |
Кейс №1: Давайте представим ситуацию, в которой Вы являетесь сотрудником компании, а я вашим клиентом. Вы новый менеджер и со мной лично не знакомы; при этом, мы ваш постоянный клиент. Так случилось, что помимо знакомства со мной, Вам предстоит сообщить мне о повышении цен. Представили? Хорошо, тогда входим в роли. | Демонстрирует готовность к участию в ролевой игре; возможно, пытается уточнить какие-либо вводные данные. В ходе игры демонстрирует навыки делового общения и знание правил этикета, говорит уверенно и вежливо. При возникновении негативных реакций собеседника ведет себя уверенно и предлагает деятельные шаги | Теряется, отказывается принимать участие, пытается на словах описать свои действия вместо проигрывания ситуации. В ходе игры демонстирует неуверенность, сбивчивость диалога или, напротив, держится нагло, с вызовом. При возникновеннии негативных реакций собеседника теряется, начинает извиняться или, напротив, начинает грубить |
Умение слушать, владение приемами активного слушания
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Анализ поведения кандидата в процессе интервью | Внимательно слушает интервьера, подтверждает внимание - кивает, использует слова поддержки ("так", "понял" и тому подобные). Вопросы понимает с первого раза, при необходимости задает уточняющие вопросы | Рассеян, не концентрирует внимание на словах собеседника, задает неуместные вопросы, перебивает и переспрашивает |
Активная позиция в диалоге
Способ диагностики | Плюс | Минус |
Вопрос (задается в конце интервью): Какие у Вас остались вопросы? | Демонстрирует подготовленность вопросов (возможно, пользуется заранее подготовленным списком). Вопросы связаны с характером работы и возможностями личностного и профессионального развития | Не задает никак вопросов или делает это неподготовлено; задает слишко примитивные, "бытовые" вопросы |